Экономическая мысль арабского средневековья

Экономические взгляды мусульманского Востока

 

Середина 14 века характеризуется на Востоке высоким уровнем развития производительных сил. Так как в 7-8 веках произошли арабские завоевания, в результате чего развитые части Римской империи (Сирия, Египет, Турция и др.) оказались под властью достаточно продвинутых правителей. Здесь был достигнут высокий уровень развития науки. Поэтому соотношение между Востоком и Западом, было явно в сторону Азии. И только лишь в 15 веке Европа постепенно начала опережать Восток. Мусульманский Восток во многом явился связующим звеном между Античностью и современностью. Так Ибн-Хальдун в своих трудах ссылался на Аристотеля и Платона. Кстати о нём. Родился в Тунисе. Эпидемия чумы лишила его семьи. Поэтому несмотря на то что когда-то его семья была богатая ему пришлось самостоятельно пробивать дорогу в жизни. Начал он простым писцом. С продвижением по служебной лестнице к нему пришла слава и известность. Последним его поприщем была должность мирового судьи в Каире. К делу, Ибн-Хальдун выдвинул теорию об историческом движении общества, а не просто дал характеристику исторических событий. Он выделил две стадии архаичное хозяйство и цивилизация (арабский аналог слова, как и греческий перевод этого слова, переводится “город”). В книге “Большая история” даются положения:

1.  в природе как и в обществе все взаимосвязанно;

2.  все находится в непрерывном движении;

3.  сначала человек – часть природы, но с началам производства он выделяется из оной и переходит с первой ступени – примитивности –  ко второй ступени – цивилизации.

На первом этапе человек обеспечивает свои первые потребности – земледелие, скотоводство, простейшие ремесла. Потом  у него появляются товарные излишки, что ведет к торговле и цивилизации. То есть появляются города с высокой степенью специализации и развитыми ремеслами. О появлении государства можно судить с того момента, когда вождь ставит у своей палатки человека, который не дает любому члену общины свободно зайти к вождю. Впоследствии у государства появляется бюрократический аппарат и наемная армия. Но постепенно город разрушает цивилизацию, пиля сук на котором сидит. Выделяются нормальные источники получения богатства: ремесло, торговля, земледелие; и неестественные – государственная торговля (как монопольная), государственные налоги и другие формы государственного принуждения. Государство набирает все больше и больше чиновников, обкладывая подневольные слои все большим налогообложением. Поэтому население разбегается и государство лишается как поступлений денежных, так и армии, то есть защиты, и погибает либо от рук диких кочевников, либо в связи с распадом или захватом другим государством. Цена зависит от колебаний спроса и предложения, а также издержек по производству этого товара. С другой стороны повышение налога перекладывается на плечи конечного потребителя продукции. 

 

 

 

Экономическая мысль арабских стран эпохи феодализма

 

Экономические идеи арабов раннего феодального государства отражал Коран (7-8 вв)в котором узаконивалось божественное происхождение социального и имущественного неравенства в обществе. Основное требование – повиновение обладателям власти. Порицая скупость и жадность  Мухаммед утверждает принципы неприкосновенности частной собственности и осуждает расточительство. Коран требует строго соблюдения мер и весов. Разрешение торговли приписывается самому Аллаху. Крупнейшим мыслителем средневековья, уделившим большое внимание экономическим вопросам, был Ибн-Хальдун. Житель Магриба, Ибн-Хальдун не отвергает богоугодности торговли и основные принципы Корана. В. его «теории общего прогресса» переход от примитивности и цивилизованности обусловлен добавление к земледелию и скотоводству ремесла и торговли. Мыслитель помечает, что чем ниже налоги. Тем больше расцвет города. Рассматривает функции денег, говорит, что размер зарплаты зависит от количеств аи от потребностей людей в этом труде.

 

 

 

 

Экономическая мысль Ибн Хальдума

 

Одним из видных мыслителей арабского востока был Ибн Хальдун, он жил в Североамериканской стране Магриба, государство располагало большим фондом земельных угодий и пополняло казну налогами.

 В его концепции не отвергается богоугодной торговля и провозглашаемая в Исламе Коране возвышенном отноше-нием к труду, порицание скудности, жадности и ростовщи-чества, а также Аллах дал преимущество одним людям на другими.

Успешное развитие  вех отраслей экономики позволило многократно преумножать богатство народа.

Однако переход цивилизации с его возможностями не означает, что наступило всеобщее социальное и имуществен-ное равенство и отпадает необходимость в предводительстве. Ибн Хальдун показал, сто обеспечение граждан предметами первой необходимости и предметами роскоши зависят от степени населенности города. Поэтому если город растет, в нем будет достаток предметов необходимости и предметов роскоши. Если наступает упадок города, возникает недоста-ток и дороговизна всех материальных благ.

Он также отмечает, что чем ниже устанавливается размер налогов, тем более реально расцветает общество в целом и город.

 

 

 

أضف تعليق